Суббота, 18.05.2024, 14:29

Сайт учителя начальных классов Сергеевой Елены Николаевны

Категории раздела
Статистика
Учимся ремонтировать автомобили вместе с нами! Познавательные статьи, обучающее видео, конкурсы с классными призами! заходите на http://friends-car.ru/

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности.
Личностное развитие учащегося подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:
  • понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре (знаково-символьные универсальные учебные действия (далее - УУД));
  • владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
  • умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).
Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

Согласно п. 16
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнау-ки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности, способствующих закреплению и развитию УУД.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:
  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • умение давать оценку своим действиям;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
  • умение выражать собственное мнение и т. д.
Пункт 9 ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП: предметным, личностным (включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) и мета-предметным (включающим освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями).
В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Предназначение УУД:
  • обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
  • обеспечение целостности содержания образования;
  • профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план.


Описание значения отдельных групп УУД в обучении младших школьников:
• познавательные УУД обеспечивают умение учащихся применять конкретные способы преобразования учебного материала;
• коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей;
• регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою учебную деятельность.

Критерии сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности:
• умение выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• сдерживать ненужные реакции.

Регулятивные УУД
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД.
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативные УУД обеспечивают:
  • социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД. В приложении 1 представлена памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика", которая поможет учитывать особенности тех или иных УУД при подготовке учителями программ внеурочной деятельности. Памятка содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему усмотрению могут дополнить список представленных УУД и расширить их характеристики.

Внеурочная деятельность осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в ОУ.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью. В составленном плане внеурочной работы должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми.

Реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.

Для планирования формирования у обучающихся УУД в урочной и внеурочной деятельности можно использовать следующую форму поурочного планирования:

Темы

Разделы

Формы, методы

Кол-во часов

Преподаватель

УУД

Личностные результаты освоения ООП

Урочные

Внеурочные


Предметные

Метапредметные












Разработка программ курсов внеурочной деятельности младших школьников должна осуществляться в строгом соответствии со спецификой начальной школы.

Младший школьный возраст - это особый этап в жизни ребенка, связанный:
  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка -с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);
  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умений:

- принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
- взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением самооценки ребенка, которая становится более адекватной и рефлексивной.
В качестве исходных для реализации программ внеурочной работы в форме систематических занятий, театрализации и других активных видов деятельности детей могут быть взяты за основу программы и курсы, апробированные и опубликованные в методических материалах, пособиях, например:

программы формирования эмоциональной грамотности и эмоционально-волевой регуляции:
- БезрукихМ.М. и др. Все цвета, кроме черного. М., 2007;
- Крюкова С.В., СлободяникН.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2005;
- Слободяник Н.П. Уроки общения. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. 60 конспектов занятий. Практич. пособ. М., 2004;

развивающие курсы: Гин С.И. Мир логики, Мир фантазии, Мир воображения, Мир человека. М., 2001;
начальные курсы по экономике в системе Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова:

- Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке. М., 2004;
- Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачках. М., 2011;
- Савенкова А.И. Я - исследователь. Самара, 2004;

теория решения избирательных задач в начальной школе: Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. М., 2002.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.

Однако в разделе ООП "Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП" следует описать особенности оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов, которые включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Поскольку внеурочная деятельность в т. ч. направлена на развитие УУД обучающихся, результаты оценивания метапредметных результатов освоения ООП будут свидетельствовать и о качестве организации внеурочной деятельности в ОУ.

В приложении 2 представлена форма экспертного заключения на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ. Данное экспертное заключение поможет администрации ОУ выявить наличие или отсутствие тех или иных компонентов образовательной среды, спланировать работу по развитию образовательной среды в ОУ.

При разработке системы оценивания уровня сформированности у обучающихся УУД важно дать верные определения основных понятий оценки в контексте формирования УУД:
  • предмет оценивания - оперирование (владение) УУД;
  • критерий оценивания - проявление в действиях ученика признаков УУД;
  • источники информации для оценивания - осуществление обучающимся УУД;
  • форма оценивания - та форма внеурочной деятельности, в ходе которой выполняется УУД;
  • виды самооценки - суждение обучающегося о мере выполненного УУД, его результативности; эмоциональное отношение к тому, что сделано;
  • фиксация результатов - то, что получилось в результате осуществления УУД.


Приложение 1
Памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика"

УУД
Характеристика

Регулятивные УУД

Целеполагание

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Волевая саморегуляция

Способность к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные УУД

Моделирование: замещение, кодирование, декодирование

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)

Преобразование модели

Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре

Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации

Понимание

Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Постановка вопросов

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Управление поведением партнера

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


Приложение 2
Экспертное заключение на модель образовательной среды, ориентированной на обеспечение качества организации внеурочной деятельности в ОУ

Компоненты образовательной среды*
Балл

0

1

2

3

Пример

Отсутствует

Планируется в перспективе

Частично присутствует

Присутствует в полном объеме

Пространственно-предметный

Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к разным образовательным источникам






Наличие зон для индивидуальных и групповых занятий обучающихся






Возможность пространственной трансформации классных и других помещений в соответствии с образовательными задачами






Социальный

Наличие детско-взрослых общностей






Наличие ритуалов и традиций во внеурочной деятельности






Наличие форм взаимодействия с родителями






Наличие контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам






Психодидактический

Наличие мест и процедур, обеспечивающих связь учебного и внеучебного времени






Наличие системы контроля (в т. ч. оценки УУД)






Наличие условий для профессионального развития педагогических кадров






Наличие вариативных форм внеурочной деятельности**






Наличие программных и нормативных документов по организации внеурочной деятельности









Категория: Мои статьи | Добавил: helen72 (09.01.2014)
Просмотров: 2737 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: