- Личностное
развитие учащегося подразумевает
прежде всего становление человека как
автономного носителя общечеловеческого
опыта, форм поведения и деятельности,
который:
- понимает
систему социально принятых знаков и
символов, существующих в современной
культуре (знаково-символьные универсальные
учебные действия (далее - УУД));
- владеет
приемами волевой саморегуляции,
целеполагания и планирования (регулятивные
УУД);
- умеет
сотрудничать, влиять на поведение
партнера или группы (коммуникативные
УУД).
- Это
значит, что для личностного роста
обучающегося актуальны все группы УУД.
Согласно п. 16 Федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования
(далее - ФГОС),
утв. приказом Минобрнау-ки России от
06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении
в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования", основная
образовательная программа начального
общего образования (далее - ООП)
реализуется образовательным учреждением
(далее - ОУ) через организацию урочной
и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет
учащимся возможность выбора широкого
спектра форм внеурочной деятельности,
способствующих закреплению и развитию
УУД.
Внеурочная
деятельность ставит
своей целью прежде всего развитие
личности обучающихся и в соответствии
с требованиями ФГОС организуется по
направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
В ФГОС помимо привычных требований
к образовательным результатам выпускника
начальной школы по учебным предметам
выделен новый результат "выпускник
получит возможность научиться",
например: результативно действовать
в новых ситуациях, извлекать из
собственного опыта новые знания,
самостоятельно использовать ранее
накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся
во внеурочное время должно быть
направлено прежде всего на апробацию,
тренировку и развитие УУД, предполагаемых
ФГОС, и личностных результатов освоения
ООП, таких как:
- осознание
уникальности своей личности, которая
обладает индивидуальными особенностями,
определенными интересами, привязанностями
и ценностями;
- умение
давать оценку своим действиям;
- ориентация
в человеческих качествах, осознание
значимости таких нравственных категорий,
как добро, красота, истина;
- осознание
себя гражданином (знание своих основных
обязанностей и прав, умение действовать
в группе и на благо группы, ставить для
себя запреты и др.);
- умение
выражать собственное мнение и т. д.
- Пункт
9 ФГОС устанавливает требования к
результатам обучающихся, освоивших
ООП: предметным, личностным (включающим
готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность
мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ
гражданской идентичности) и мета-предметным
(включающим освоенные обучающимися
УУД, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными
понятиями).
В широком значении
"универсальные учебные действия"
- это действия, направленные на
саморазвитие и самосовершенствование
путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом
значении) "универсальные учебные
действия" - это совокупность действий
учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний
и умений, включая организацию этого
процесса.
Предназначение УУД:
- обеспечение
преемственности всех ступеней
образовательного процесса;
- обеспечение
целостности содержания образования;
- профилактика
школьных трудностей обучающихся.
- Важнейшим
критерием - показателем освоения
обучающимися УУД в содержании любой
деятельности (в т. ч. внеурочной) -
является процесс интериоризации, т. е.
перенос действий, относящихся к внешней
деятельности, в умственный, внутренний
личностный
план.
Описание значения отдельных
групп УУД в обучении младших школьников:
• познавательные УУД обеспечивают
умение учащихся применять конкретные
способы преобразования учебного
материала; • коммуникативные УУД
обеспечивают социальную компетентность
и умение учащихся учитывать позиции
других людей; • регулятивные УУД
обеспечивают умение учащихся организовать
свою учебную деятельность.
Критерии
сформированности у учащегося произвольной
регуляции своего поведения и деятельности:
• умение выбирать средства для
организации своего поведения; •
запоминать и удерживать правило,
инструкцию во времени; • планировать,
контролировать и выполнять действие
по заданному образцу, правилу, с
использованием норм; • предвосхищать
промежуточные и конечные результаты
своих действий, а также возможные
ошибки; • начинать и заканчивать
действие в нужный момент; • сдерживать
ненужные реакции.
Регулятивные УУД
Регуляция субъектом своей деятельности
возможна, когда у человека развита
произвольность и воля. Произвольность
- умение действовать по образцу и
подчинение правилам. Воля рассматривается
как высшая форма произвольного поведения,
а именно произвольное действие в
условиях преодоления препятствий.
Волевое действие отличает то, что оно
является инициативным и одновременно
осознанным и осмысленным действием
субъекта. Воля в действии проявляется
как осмысленная инициативность.
Фундаментальной характеристикой воли
и произвольности у человека является
осознанность или сознательность
поведения, предполагающая опосредованность,
т. е. наличие некоторых средств. Такими
средствами выступают речь (знаки),
образцы, способы действия, правила.
Произвольное выполнение действия
включает в себя умение строить собственное
поведение в соответствии с требованиями
конкретной ситуации, предвосхищая
промежуточные и конечные результаты
действия и подбирая соответствующие
им необходимые средства. Познавательные
УУД обеспечивают формирование у
школьников обобщенных знаний (отрыв
от конкретных ситуативных значений);
включают в себя конкретные способы
преобразования учебного материала,
действия моделирования, умение выявлять
существенное.
Коммуникативные
УУД. В соответствии с культурно-исторической
теорией Л.С. Выготского коммуникативная
деятельность определяется как
взаимодействие двух (и более) людей,
направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную
компетентность и сознательную ориентацию
обучающихся на позиции других людей
(прежде всего, партнера по общению или
деятельности);
- умение
слушать и вступать в диалог;
- участвовать
в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться
в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
УУД -
элемент преемственности урочной и
внеурочной деятельности обучающихся.
Формы внеурочной деятельности должны
быть направлены на закрепление, развитие
УУД. В приложении 1 представлена памятка
для педагогов "Виды УУД и их
характеристика", которая поможет
учитывать особенности тех или иных УУД
при подготовке учителями программ
внеурочной деятельности. Памятка
содержит примерный перечень УУД. Педагоги
по своему усмотрению могут дополнить
список представленных УУД и расширить
их характеристики.
Внеурочная
деятельность осуществляется на основании
плана внеурочной деятельности и программ
курсов внеурочной деятельности,
разработанных в ОУ.
Спектр форм
внеурочной деятельности определяется
запросами обучающихся и требованиями
к результатам их личностного развития.
Потребности детей во внеурочной
деятельности следует изучать и
формировать. Как правило, дети с доверием
относятся к предложениям значимых
взрослых и готовы вместе с ними заниматься
внеурочной деятельностью. В составленном
плане внеурочной работы должен быть
представлен максимально широкий спектр
видов деятельности для свободного
выбора детьми.
Реализация той или
иной формы внеурочной деятельности не
может планироваться и осуществляться
только для обучающихся конкретного
класса, поскольку такая организация
внеурочной деятельности нарушает ее
основной принцип - добровольность выбора
ребенком сферы деятельности, удовлетворение
его личных потребностей и интересов.
Для планирования формирования у
обучающихся УУД в урочной и внеурочной
деятельности можно использовать
следующую форму поурочного планирования:
Темы |
Разделы |
Формы,
методы |
Кол-во
часов |
Преподаватель |
- УУД
|
Личностные
результаты освоения ООП |
Урочные |
Внеурочные |
|
Предметные |
Метапредметные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработка
программ курсов внеурочной деятельности
младших школьников должна осуществляться
в строгом соответствии со спецификой
начальной школы.
- Младший
школьный возраст
- это особый этап в жизни ребенка,
связанный:
- с
изменением при поступлении в школу
ведущей деятельности ребенка -с переходом
к учебной деятельности (при сохранении
значимости игровой);
- освоением
новой социальной позиции, расширением
сферы взаимодействия с окружающим
миром, развитием потребностей в общении,
познании, социальном признании и
самовыражении;
- принятием
социальной роли ученика, выражающейся
в формировании внутренней позиции
школьника, определяющей новый образ
школьной жизни и перспективы личностного
и познавательного развития;
- формированием
у школьника основ умения учиться и
способности к организации своей
деятельности - умений:
- принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности; - планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль
и оценку; - взаимодействовать с учителем
и сверстниками в учебном процессе;
- изменением
самооценки ребенка, которая становится
более адекватной и рефлексивной.
- В
качестве исходных для реализации
программ внеурочной работы в форме
систематических занятий, театрализации
и других активных видов деятельности
детей могут быть взяты за основу
программы и курсы, апробированные и
опубликованные в методических материалах,
пособиях, например:
программы
формирования эмоциональной грамотности
и эмоционально-волевой регуляции: -
БезрукихМ.М. и др. Все цвета, кроме
черного. М., 2007; - Крюкова С.В.,
СлободяникН.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь. М., 2005; - Слободяник
Н.П. Уроки общения. Формирование
эмоционально-волевой регуляции у
учащихся начальной школы. 60 конспектов
занятий. Практич. пособ. М., 2004;
развивающие
курсы: Гин С.И. Мир логики, Мир фантазии,
Мир воображения, Мир человека. М., 2001;
начальные курсы по экономике в системе
Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова:
- Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке.
М., 2004; - Смирнова Т.В. Белка и компания.
Экономика для детей в сказках, играх и
задачках. М., 2011; - Савенкова А.И. Я -
исследователь. Самара, 2004;
теория
решения избирательных задач в начальной
школе: Гин А.А. Задачки-сказки от кота
Потряскина. М., 2002.
Результаты
внеурочной деятельности не являются
предметом контрольно-оценочных процедур,
но они могут учитываться при составлении
портфолио достижений обучающихся.
Однако в разделе ООП "Система
оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП" следует описать
особенности оценивания не только
предметных, но и метапредметных
результатов, которые включают в себя
регулятивные, познавательные и
коммуникативные УУД.
Поскольку
внеурочная деятельность в т. ч. направлена
на развитие УУД обучающихся, результаты
оценивания метапредметных результатов
освоения ООП будут свидетельствовать
и о качестве организации внеурочной
деятельности в ОУ.
В приложении 2
представлена форма экспертного
заключения на модель образовательной
среды, ориентированной на обеспечение
качества организации внеурочной
деятельности в ОУ. Данное экспертное
заключение поможет администрации ОУ
выявить наличие или отсутствие тех или
иных компонентов образовательной
среды, спланировать работу по развитию
образовательной среды в ОУ.
При
разработке системы оценивания уровня
сформированности у обучающихся УУД
важно дать верные определения основных
понятий оценки в контексте формирования
УУД:
- предмет
оценивания - оперирование (владение)
УУД;
- критерий
оценивания - проявление в действиях
ученика признаков УУД;
- источники
информации для оценивания - осуществление
обучающимся УУД;
- форма
оценивания - та форма внеурочной
деятельности, в ходе которой выполняется
УУД;
- виды
самооценки - суждение обучающегося о
мере выполненного УУД, его результативности;
эмоциональное отношение к тому, что
сделано;
- фиксация
результатов - то, что получилось в
результате осуществления УУД.
Приложение
1 Памятка
для педагогов "Виды УУД и их
характеристика"
- УУД
|
- Характеристика
|
Регулятивные
УУД |
Целеполагание |
Постановка
учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено
обучающимся, и того, что еще не известно |
Планирование |
Определение
последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата.
Составление плана и последовательности
действий |
Прогнозирование |
Предвосхищение
результата и уровня усвоения, его
временных характеристик |
Контроль |
Сличение
способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона |
Коррекция |
Внесение
необходимых дополнений и корректив
в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия
и его продукта |
Оценка |
Выделение
и осознание обучающимся того, что уже
усвоено, и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения |
Волевая
саморегуляция |
Способность
к мобилизации сил и энергии. Способность
к волевому усилию - к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий |
Познавательные
УУД |
Моделирование:
замещение, кодирование, декодирование |
Преобразование
объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики
объекта (в пространственно-графическую
или знаково-символическую) |
Преобразование
модели |
Изменение
модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область |
Освоение
системы социально принятых знаков и
символов, существующих в современной
культуре |
Обнаружение
знаков, их раскодирование; кодирование
информации |
Понимание |
Определение
объекта понимания, выделение смысловых
частей, переведение смысловой части
в тезис, озаглавливание тезиса |
Коммуникативные
УУД |
Планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками |
Определение
цели, функций участников, способов
взаимодействия |
Постановка
вопросов |
Инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации |
Разрешение
конфликтов |
Выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его
реализация |
Управление
поведением партнера |
Контроль,
коррекция, оценка действий партнера |
Умение
с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации |
Владение
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного
языка |
Приложение
2 Экспертное
заключение на модель образовательной
среды, ориентированной на обеспечение
качества организации внеурочной
деятельности в ОУ
- Компоненты
образовательной среды*
|
- Балл
|
0 |
1 |
2 |
3 |
Пример |
Отсутствует |
Планируется
в перспективе |
Частично
присутствует |
Присутствует
в полном объеме |
Пространственно-предметный |
Возможность
для беспрепятственного доступа
обучающихся к разным образовательным
источникам |
|
|
|
|
|
Наличие
зон для индивидуальных и групповых
занятий обучающихся |
|
|
|
|
|
Возможность
пространственной трансформации
классных и других помещений в
соответствии с образовательными
задачами |
|
|
|
|
|
Социальный |
Наличие
детско-взрослых общностей |
|
|
|
|
|
Наличие
ритуалов и традиций во внеурочной
деятельности |
|
|
|
|
|
Наличие
форм взаимодействия с родителями |
|
|
|
|
|
Наличие
контролируемого доступа участников
образовательного процесса к
информационным образовательным
ресурсам |
|
|
|
|
|
Психодидактический |
Наличие
мест и процедур, обеспечивающих связь
учебного и внеучебного времени |
|
|
|
|
|
Наличие
системы контроля (в т. ч. оценки УУД) |
|
|
|
|
|
Наличие
условий для профессионального развития
педагогических кадров |
|
|
|
|
|
Наличие
вариативных форм внеурочной
деятельности** |
|
|
|
|
|
Наличие
программных и нормативных документов
по организации внеурочной деятельности |
|
|
|
|
|
|