Пояснительная записка.
Рабочая
программа курса «Окружающий мир» разработана на основе учебного плана школы и
расписания уроков, по варианту авторской программы для 2 класса Н.Ф.
Виноградовой, Г.С. Калининой. Окружающий мир / Сборник программ к комплекту
учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2008 г. и предназначена
для обучения окружающему миру учащихся начальной школы 8-9 лет
общеобразовательного учреждения.
Данный курс построен на общей научно-методической основе
реализующей принцип комплексного
развития личности младшего школьника. Его содержание включает сведения из
разных областей действительности и готовит младших школьников к изучению географии и истории,
обществознания и биологии, анатомии и валеологии.
Значимость предмета
«окружающий мир» также определяется тем, что данный учебный предмет вносит
вклад в экологическое воспитание школьников и воспитания бережного отношения к
собственному здоровью. Формирование у ребёнка элементарного умения предвидеть
последствия своего поведения, сравнить свои действия с установленными нормами
поведения в окружающей среде.
Важнейшими целями обучения
окружающему миру являются:
1)
приобщение детей
к социальному опыту и культуре,
2)
воспитание
правильного взаимодействия с природной и социальной средой,
3)
формирование
знаний о природе, человеке и обществе, социальное развитие школьника,
воспитание высших нравственных чувств,
4)
формирование
мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции, общей культуры.
В связи с этим основные задачи, стоящие перед учителем во втором классе определяются следующим
образом:
ü
расширяется
содержания ознакомления с природой и обществом, уточняется понятие «окружающий
мир», развивается умение школьников различать понятия «живая природа», «неживая
природа», «изделия, сделанные человеком».
ü
продолжается
работа по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни,
выполнению правил гигиены и физической культуры,
ü
расширяются
краеведческие знания, формируется понятие «родной край»,
ü
обогащается
понятие «культура поведения», «культура взаимоотношений, расширяются знаний о
сферах применения правил поведения в природной и социальной среде.
Целями и задачами обучения основам
здорового образа жизни являются:
ü формирование личности способной реализовать себя в
современном мире максимально эффективно и безопасно;
ü формирование личности творчески относящейся к
возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции;
ü формирование навыков безопасного поведения,
эффективного взаимодействия с людьми;
ü получений знаний и навыков, необходимых для создания
семейных отношений и воспитания детей;
ü формирование потребности в здоровом образе жизни,
навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными;
ü формирование навыков рационального питания, закаливания
физической культуры и других способов самосовершенствования собственного
здоровья.
Данная программа реализуется в течение одного
учебного года. На изучение
окружающего
мира во 2 классе отводится 68 часов в год.
Курс 2 класса построен на общей научно-методической
основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и
позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся
важнейших элементов учебной деятельности.
В основе
построения курса лежат следующие принципы:
1.
Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями,
отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных
отношений. Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших
психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость
восприятия окружающего мира, а во - вторых обеспечивает познание отдельных
сторон действительности в их взаимосвязи.
2.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка
этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и
личностного развития, а также последующего успешного обучения, предоставление
каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы,
проявить свои склонности и таланты.
Актуализация
знаний предполагает их отбор с
учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории социально значимых качеств,
обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого
эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру
школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе
(и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям о творческой деятельности людей, научных
открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях
искусства и т. п.
4.
Необходимость
принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью
решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении
его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у
школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения,
сравнивать своп действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к
природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5.
Принцип поступательности обеспечивает
постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность
успешного изучения соответствующих естественно - научных и гуманитарных
предметов в среднем звене школы.
6.
Краеведческий принцип
обязывает учителя при
изучении природы и общественных
явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу,
в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п.
Всё это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание
учебного материала. ( полная версия программы при скачивание)