Пояснительная записка к курсу «Литературное
чтение»
Рабочая
программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 170 часов (5 часа в неделю, 34
учебные недели) и разработана в соответствии:
·
с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
·
рекомендациями Примерной основной
образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа.
Составитель Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и
Науки РФ (далее Примерной Программой);
;
·
с возможностями учебно-методического комплекта,
разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой
(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд.,
дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.).
·
с образовательными потребностями и запросами
обучающихся и их родителей.
Основная цель уроков литературного чтения во 2 классе — помочь ребенку стать читателем:
подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской
литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Основные принципы построения курса
«Литературное чтение»
·
системности
– обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития
младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе
взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования
(библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);
·
эстетический
– обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного
чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской
литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и
читательских предпочтений;
·
эмоциональности
– учитывает воздействие художественного произведения на
эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной
отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать
художественный мир автора;
·
преемственности
– обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков
литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и
изобразительного искусства.
Данными принципами определяются следующие требования
к содержанию и организации процесса обучения, направленного на
литературное развитие школьников:
·
создание на уроке возможностей для успешной
работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;
·
доступность учебного материала, позволяющая
содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка
осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их
возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских
умений;
·
последовательное изменение и усложнение курса,
формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих
литературное развитие учащихся;
·
постепенное обучение школьников нормам
литературного произношения и выразительности речи;
·
обеспечение готовности учащегося к дальнейшему
литературному развитию на каждом возрастном этапе;
·
создание возможностей для формирования у каждого
ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых
учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;
·
использование на уроках разнообразных методов и
средств обучения для активизации деятельности учащегося.
Развитие
читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать
текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать
текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на
уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения
и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять
мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь
рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с
изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной
читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать
условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация
читательского пространства, подбор материала для чтения.
Важнейшим условием литературного
образования второклассников является освоение культуры речи, что достигается их
участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении,
письме.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение»
во 2 классе являются следующие:
1.
Обеспечение полноценного восприятия
литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его
литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции
читателя.
2. Система
работы над навыками чтения.
3. Включение
учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование
литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения
литературы как искусства слова.
5. Расширение
круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего
возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Характерной
чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения
произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы
постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской
книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не
выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного
чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования
младших школьников.
Специфическими особенностями литературного
чтения во 2 классе являются следующие:
1. Сочетание
работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2. Работа
над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как
искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3. Одновременная
работа над языком произведения и речью детей.
4. Сочетание
работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5. Использование
знаний о тексте как особой единице, различение художественного и
научно-познавательного произведения.
6. Формирование
литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие
произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7. Освоение
литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся,
развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Во
2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно
воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают
доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных
произведений.
Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная
тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в
литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного
произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены
основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а
также межпредметные связи.
Основные линии программы:
Развитие навыка чтения
Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение
вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает
формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми
словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения,
увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение
чтения молча.
Развитие литературоведческих представлений и понятий
Во 2-ом классе
учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают
основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления
школьников об авторах различных произведений.
Развитие речевых умений
Развивается
один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое
знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение
диалогов о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к
произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию,
чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических
произведений.
Развитие творческой деятельности
Трудно
добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать,
понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся
в самостоятельную творческую деятельность. Вводятся такие виды работы с
произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества,
выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать
текст. Для этого используете выделение и сравнение отдельных эпизодов
произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.
п.
Методы
и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр:
комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение
и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся
(подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность
(рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами,
дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание,
сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний,
сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе,
так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в
парах.
Специфическими особенностями
литературного чтения в начальной школе являются следующие:
1.
Сочетание работы над собственно чтением, техническими
навыками и читательскими умениями.
2.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над
литературными произведениями как искусством слова с учётом его специфической
структуры и жанровых особенностей.
3.
Одновременная работа над языком произведения и речью
детей.
4.
Сочетание работы над произведением и детской книгой как
особым объектом изучения.
5.
Использование знаний о тексте как особой единице,
различение художественного и научно – познавательного произведения.
6.
Формирование литературоведческих представлений,
обеспечивающих полноценное восприятие произведение и книги, ориентировка в мире
книг.
7.
Освоение литературных произведений в сочетании с
творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы,
обогащением духовного мира ученика.
Во 2 классе ученики уже
умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и
форму читаемого произведения и книги,
различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и
отдельных произведений.
Во 2 -4 классах
проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и
справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
|