Суббота, 18.05.2024, 07:57

Сайт учителя начальных классов Сергеевой Елены Николаевны

Категории раздела
Статистика
Учимся ремонтировать автомобили вместе с нами! Познавательные статьи, обучающее видео, конкурсы с классными призами! заходите на http://friends-car.ru/

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа "Литературное чтение"
[ Скачать с сервера (689.5 Kb) ] 28.11.2012, 19:52

 Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение»

 

Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса  рассчитана на 170 часов (5 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

·       с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

·       рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

;

·       с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.).

·       с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

 

 

Основная цель уроков литературного чтения во 2   классе — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет­ской литературы как искусства художественного слова; обо­гатить читательский опыт.

 

Основные принципы построения курса «Литературное чтение»

·         системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);

·         эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;

·         эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;

·         преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

 

Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:

·         создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;

·         доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений;

·         последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;

·         постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;

·         обеспечение готовности учащегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;

·         создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;

·         использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности учащегося.

 

    Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

    Важнейшим условием литературного образования второклассников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

 

     Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие:

1.     Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2.     Система работы над навыками чтения.

3.   Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4.   Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.   Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

 

         Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

 

Специфическими особенностями литературного чтения во 2 классе являются следующие:

1.     Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

2.     Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

3.     Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4.     Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

5.     Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

6.     Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7.     Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

      Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.

          Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.

 

Основные линии программы:

Развитие навыка чтения

       Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.

Развитие литературоведческих представлений и понятий

      Во 2-ом классе учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные призна­ки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются пред­ставления школьников об авторах различных произведений.

    Развитие речевых умений

      Развивается один из основных видов речевой деятельности - говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалогов о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

Развитие творческой деятельности

        Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Вводятся такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого используете выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

        Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

        Все творческие работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ  разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

           

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1.       Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2.       Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом его специфической структуры  и жанровых особенностей.

3.       Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4.       Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5.       Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно – познавательного произведения.

6.       Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведение и книги, ориентировка в мире книг.

7.       Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

            Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму  читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

            Во 2 -4 классах проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: helen72
Просмотров: 862 | Загрузок: 59 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: